Владимир Дмитриевич Коноплев — единственный конструктор в АО «КБЭ XXI века», кто до сих пор стоит у кульмана. Вот уже более 40 лет. И это только на нашем предприятии. Была в его биографии жизненная фаза, когда уходил, но об этом чуть позже. А пришел молодой конструктор Володя Коноплев в конструкторское бюро, аж, в 1972-м году, окончив Сарапульский филиал Ижевского механического института.
Сейчас трудно подсчитать, сколько листов чертежей и сколько томов технической документации подготовлено им. Сколько уникальных изделий разработано. Да, не все пошло в серию – это данность, с которой живут все конструкторы. Но многие из его изобретений верой и правдой служат в российской авиации. А что-то работает и на самом предприятии. Например, сушильный шкаф на участке заливки – детище Владимира Дмитриевича – работает … с 1975 года! Т.е. без малого 50 лет. И ведь работает, и дальше будет работать, раз соответствует всем требованиям. Есть еще ряд испытательных приборов, до сих пор функционирующих в КБЭ, которые также разработаны Коноплевым, а они-то должны соответствовать самым строгим параметрам авиастроения.
Это, судя по всему, в характере нашего героя – делать все на совесть, на десятилетия, как учили в советской конструкторской школе. Наверное, этим качеством объясняется и его приверженность кульману, казалось бы, анахронизму прошлого, и возможно, некоторые из молодых коллег исподтишка ухмыляются над его «олдскульной» манерой работы. Только вот, как мне рассказали, именно расчеты и чертежи Коноплева, зачастую точнее, чем те, что сделаны на компьютере…
— Дело в том, что компьютер округляет цифры, — чуть улыбнувшись, объясняет Владимир Дмитриевич, — а я делаю все с точностью до сотых долей микрона.
Лукавит, конечно, не хочет критиковать молодых коллег. Просто у него так заложено старой конструкторской школой: высчитай, проверь, а потом еще раз перепроверь.
Он уходил. В начале 90-х – «детей кормить надо было». Но уходил тоже, практически по специальности, работал конструктором в одной частной фирме, разрабатывал купюро- и монетосчетные машины. И там добился результатов:
— Когда пришел в бизнес, выяснилось, что в тот момент у сарапульского банка возникли серьезные проблемы, работа была практически парализована, а причина в том, что поменялись деньги, и старые машинки не могли считать новую мелочь. За две недели я сначала модернизировал старую, а потом создал новую машину. Проблема была решена.
Но те смутные времена канули, и отечественной промышленности вновь стали нужны толковые конструкторы. В 2003-м Владимир Дмитриевич вернулся на обновленное предприятие АО «КБЭ XXI века».
И с тех пор уже не отходит от кульмана. Можно очень долго перечислять все разработки конструктора Коноплева за это время, они исчисляются даже не десятками – сотнями. У него несколько авторских свидетельств. И что немаловажно в отличии от некоторых нынешних «креативно — продвинутых конструкторов разработки Владимира Коноплева долго и надежно работают в отечественной авиации. То, что было им изобретено и воплощено еще в советское время, до сих пор используется на большинстве гражданских и военных бортов. Например, посадочно-рулежная фара, которой оснащены все российские самолеты. Честно говоря, гордость берет за таких людей. Есть еще множество изделий, вышедших «из-под пера» Владимира Дмитриевича, но, учитывая специфику работы, далеко не обо всех можно рассказывать.
Коноплеву – 75. Он до сих пор каждый день встает у своего видавшего виды кульмана, чтобы создавать, громко скажу, славу отечественному авиастроению. Откуда силы? Просто человек занят своим любимым делом. Ежедневно из дома на работу и обратно он наматывает пешком шесть километров, и так из года в год. Каждый день в его голове рождаются конструкторские идеи, которыми он щедро делится:
— Нынешнему поколению, как мне кажется, не хватает базового образования, — говорит Владимир Дмитриевич, — У меня было непреодолимое желание учиться, постигать что-то новое. Каждую свободную минуту я читал «Науку и жизнь», «Юного техника»… И, кстати, много интересного узнавал – что потом пригодилось.
Еще как пригодилось, не только ему – предприятию, всему авиапрому. Мне трудно сказать, сколько еще лет будет трудиться Владимир Дмитриевич, но и когда он завершит свой славный трудовой путь, его изделия, его идеи и конструкторские решения еще очень долго будут служить Родине.
Спасибо Вам, Конструктор!