Так получилось, что вся судьба Евгении Анатольевны Чернициной связана с АО «КБЭ XXI века». Реально вся. Отец Анатолий Алексеевич здесь работал, тогда еще КБЭ был просто подразделением в составе ЭГЗ, но уже существовала особая каста конструкторов, и у них были свои интересы, которые, естественно, не ограничивались рабочим временем и заводским пространством. Как вспоминает Евгения Анатольевна, постоянно дома собирались папины коллеги и говорили, говорили, обсуждая рабочие моменты. И в таких дружеских беседах зачастую рождались идеи для решения сложнейших задач производства уникальных приборов. Ведь работа конструктора – эта творческая стезя, а когда ты занимаешься творчеством, процесс захватывает полностью, по самое горлышко, без остатка, и тебе попросту не хватает восьми часов рабочего времени. И какое счастье, когда рядом с тобой такие же увлеченные, да больше скажу, одухотворенные люди. Только на работе они руководители отделов, участков, цехов. А для маленькой Жени – «дядя Вася, дядя Коля»…
— Папа каждый день приходил с работы не раньше 8-9вечера. Во-первых, работа захватывала так, что со временем никто не считался. А, во-вторых, в КБЭ было повальное увлечение шахматами. Они после смены засиживались дотемна, проводя турниры между подразделениями, — рассказывает Евгения Анатольевна.
Конечно, память человека так устроена, что всплывают только яркие, позитивные моменты детства, но ведь они передают характер той эпохи, тех людей. Людей, для которых данное кому-то слово было надежнее, чем нынешние многостраничные контракты. Вот и отца Евгении Анатольевны все вспоминают как очень порядочного и надежного человека. Кстати, трудовая книжка Анатолий Алексеевича: в 1962-м пришел в КБЭ слесарем-сборщиком, в 90-м ушел в должности старшего инженера. Ушел из-за болезни. А так еще бы работал. Вот эта черта – стабильность передалась и дочерям – Евгении и Наталье, связавших свою жизнь с этим предприятием. Наталья пришла сюда раньше Евгении, и долгие годы проработала техником-технологом сборочного цеха.
Так что судьба Жени была предрешена. Еще в школе летом подработка тут же – в КБЭ, первые деньги: «80 рублей заработала за месяц, мама добавила, и я в Москву рванула», — вспоминает героиня. После 8-го класса – электротехнический техникум (позднее – авиационный). И снова в КБЭ техником-технологом. И тут – до настоящего времени. Как рассказывает Евгения Анатольевна, придя сюда, она застала еще ту старую когорту конструкторов, технологов, которые приехали в наш город во время войны или сразу после. Уникальные были люди, учителя, рассказывает Евгения Анатольевна. Говорит, тогда и поняла истинный смысл фразы – интеллигент. Главный технолог М.И. Зуммер, начальник технического сектора М.П. Санников, начальник группы механосборки В.М. Сарамод… Люди с прекрасным образованием, энциклопедической начитанности, которые ни разу не подняли голос, которые вставали, когда в помещение входила женщина. И конечно, юной 19-летней девчонке, окунувшейся в рабочий ритм, было гораздо легче адаптироваться и проявить себя (даже рационализаторское предложение подготовить), когда рядом внимательные, участливые сотрудники, которые и помогут, и поддержат, и поинтересуются, как настроение и самочувствие.
— Вообще, отличительной чертой того времени я считаю было какое-то единение, — вспоминает Е.А. Черницина, — все вместе: и работа, и досуг, и субботники, и мозговые штурмы… Нам всем были близки проблемы тех, кто работает рядом. Мы ведь и жили-то, в основном, все по соседству, и в гостях друг у друга часто бывали. Поэтому реально, без преувеличения были одной семьей.
И как горят глаза у Евгении Анатольевна, когда она об этом вспоминает. Чувствуется, человек действительно тогда был счастлив. И это ощущение, наверное, сделало ее истинным патриотом АО «КБЭ XXI века». Благодаря этому чувству она осталась верна родному предприятия и период безвременья – в 90-х, когда люди уходили отсюда не десятками – сотнями. Она же продолжала работать, мирясь с многомесячными задержками зарплаты, питаясь тем, что даст огород.
Потому что предавать предприятие было нельзя. Тут работал ее отец, тетя, старшая сестра — Наталья, тут же конструктором трудился и ее муж — Олег. Кстати, при случае посчитала вместе с сестрой Евгения Анатольевна общий стаж и с удивлением обнаружила, что семья Кушниковых-Чернициных отдала АО «КБЭ XXI века» более 120 лет. Солидно! Но на этом династия свой трудовой стаж не завершает. Ну, во-первых, сама Евгения Анатольевна продолжает работать ведущим инженером снабжения, и уходить, кстати, пока никуда не собирается. А, во-вторых, вот уже несколько лет здесь – в АО «КБЭ XXI века» инженером-конструктором трудится ее сын – Павел. Он, конечно, уже не стоит за кульманом, как его дедушка Анатолий Алексеевич, не высчитывает логарифмической линейкой, как отец – Олег Викторович, он создает современные изделия на современной технике. Но ведь суть не меняется: также тихо, без лишнего шума и помпы делать важнейшую работу, без которой наше небо не сможет быть мирным. Вот так эту важную работу всегда выполняли предыдущие поколения его семьи. Уже 120 лет!